Итоги работы

научно-методической конференции

«XX – лет школьной и вузовской информатики:

проблемы и перспективы»

 

Конференция проходила 27 – 29 марта 2006 года на базе  Нижегородского государственного педагогического университета. В работе конференции приняли участие профессора и преподаватели вузов г.г. Арзамаса, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Сарова, а также учителя школ  Н.Новгорода и Нижегородской области. Всего более 50 участников.

На пленарном заседании было заслушано 5 докладов, посвященных анализу итогов информатизации системы народного образования за последние 20 лет, а также перспектив развития этого процесса в будущем.

Секционные заседания проходили по секциям: «Информатика в школе и вузе», «Информационные технологии в школе» и «Информационные технологии в вузе». Всего на секциях было заслушано 25 докладов.

Доклады на секциях были посвящены принципиальным вопросам преподавания информатики в городской и сельской школах, направлениям использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе школы и вуза, управлении образовательными учреждениями, а также вопросам внедрения информационных технологий в педагогику и психологию высшей школы, преемственности подготовки в области информатики в школе и в вузе.

Участники конференции отметили  высокую значимость и актуальность проблемы использования ИКТ в школе и вузе, а также те положительные изменения, которые произошли в информатизации школьного и вузовского образования за 20 лет.

Среди положительных аспектов применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы и вуза участники конференции выделили:

-         развитие творческого потенциала, как преподавателей и учителей, так и студентов и школьников;

-         повышение уровня образования, качества знаний школьников и студентов;

-         рост профессиональной компетенции преподавателей и учителей;

-         возможность постоянного совершенствования знаний, самообразования за счет образовательных ресурсов Интернет;

-         положительный опыт расширенного введения информационных технологий в управлении учебным заведением.

Вместе с тем необходимо выделить проблемы, которые стоят перед обществом:

 

-              современной компьютерной техники в школе все еще недостаточно;

-               низкий уровень зарплаты и отсутствие системы стимулирования за внедрение информационных технологий в учебный процесс, препятствующие притоку молодых специалистов в школы и вузы;

-               отсутствие непрерывной подготовки учителей информатики и других предметов, соответствующей прогрессу в области ИКТ;

-               отсутствие программно-технической поддержки вычислительной техники, поставляемой в школы, и возможностей повышения её  качества;

-               недостаточная координация работ по внедрению и использованию вычислительной техники.

Рекомендации конференции

 

1. Для интенсификации процесса информатизации образования необходимо  разработать систему мероприятий по обеспечению учителей  компьютерами, с возможностью подключения к системе Интернет за счет государственных средств через школу.

2.             Так как школы - это центры информатизации общества, где формируется личность ученика, необходимо накопленный опыт использовать для решения социально-значимых задач и проектов (охраны порядка, здравоохранения, муниципального управления и т.д.), что имеет значение и для профильного обучения, мотивации изучения ИКТ.

3. Создать информационный ресурс для обеспечения работы с молодежью и студенчеством, развивать порталы открытого образования для вузовских специальностей.

4. Разместить на портале Виртуального педагогического университета информационный ресурс, созданный в Нижегородских классическом и педагогическом университетах по педагогике, технологии и предпринимательству.

5. Разработать систему обучения в вузе, в которой не было бы разрыва в преподавании информатики для старших и младших курсов, введя для этого факультативные курсы, в соответствии с учебным планом формируемого самими вузами.

6. Считать обязательным на данном этапе целенаправленное обучение в вузах методам и технологиям информатизации управления школой.

7. Ввиду значительного развития информационных технологий в образовании в перспективе разработать и внести предложения об усилении фундаментальной подготовки специалистов в этой области, которая позволила бы уменьшить зависимость компетенции специалистов от быстро меняющихся технологий.

8. Ввести в школах в рамках профильного обучения спецкурсы по математическим основам информатики

9. Считать оправдавшим себя опыт введения должности зам. директора по информатике в школах и выработать нормы, при которых эта штатная должность была бы введена в школах.

10. Ввести преференции для учителей информатики, которые по характеру своей деятельности вынуждены постоянно осваивать новую вычислительную технику и программное обеспечение.

11. Отметить высокий уровень работы кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета и высокий уровень информатизации всего университета в целом.

 

Принято единогласно на заключительном заседании конференции

 29 марта 2006 г.