Я.А. Ваграменко
Президент Академии информатизации образования

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


         В сфере образования Академия информатизации образования – наиболее определившаяся и широко разветвленная научно-общественная структура, задающая тон в информатизации образования России. Характерной чертой этого объединения ученых и педагогов, работающих по проблематике внедрения информационных технологий в учебный процесс и управления образованием, является интеграция различных уровней и профилей образования, тесные связи членов Академии с конкретной практической работой в вузах, школах, учреждениях управления образованием.
         Наша Академия была создана в 1996 г. (регистрационное свидетельство Минюста России №5927 от 3 апреля 1966 г.) по инициативе ряда известных ученых Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Перми. Основная цель деятельности АИО: консолидация интеллектуальных сил и материальных средств для создания условий эффективного использования научного потенциала в решении проблем информатизации образования.
    Принципы деятельности:
    При достижении целей и выполнении задач, указанных в Уставе АИО, Академия руководствуется следующими принципами:
  1. В отличие от государственных учреждений и институтов, посредством которых осуществляются в основном вертикальные связи в системе образования, АИО – сообщество, образованное по профессиональному признаку – объединяет ученых и специалистов по горизонтали. В соответствии с этим важной функцией АИО является вневедомственная консолидация научного потенциала, которая способна в большой степени повысить эффективность работ в этой области.
  2. Общественные научные объединения в системе образования – Международная Академия наук высшей школы, Академия информатизации образования, Академия профессионального образования – наряду с Российской Академией Образования, в равной степени представляют собой научный базис, на котором строится современное российское образование. Поэтому АИО выражает готовность взять на себя исполнение своей доли государственного заказа по научному обеспечению образования, выступая в качестве исполнителя программ, касающихся информатизации. Вместе с тем разработки Академии будут охватывать и более широкую проблематику в той мере, в какой современное образование должно отвечать стандартам, характерным для информационного общества.
  3. Члены и специалисты АИО отличаются прогрессивными взглядами и способностью реализовать новые подходы в обучении и управлении образованием на основе высоких информационных технологий. Привитие этого стиля деятельности и осуществление влияния Академии информатизации образования на процессы модернизации образования через своих членов - один из основных аспектов деятельности АИО.
  4. Члены АИО составляют ядро кадрового потенциала информатики в российской системе образования. Членство АИО предполагает высший уровень профессионального признания, поэтому состав АИО не может быть многочисленным. Жесткое ограничение количества членов АИО в ее отделениях и количества отделений, организуемых только при наличии достаточного научного потенциала в регионе, является залогом профессионализма и стимулом к повышению общего уровня работ в области информатизации образования.
  5. АИО — это форма определения самостоятельного юридического статуса различных точек роста, центров информатизации, учреждений информационного обслуживания образования. Деятельность этих организаций, учрежденных АИО, обеспечивает в целом эффективность деятельности АИО и средства для академических мероприятий общего назначения. Соответствующие условия предусматриваются в учредительных документах учреждений АИО.
  6. АИО ставит своей целью мобилизацию ресурсов развития информатики в регионах на основе компетентного участия членов Академии и специалистов учреждений АИО в решении задач информатизации образования, развития прямых контактов с региональными учреждениями и органами управления образования, вхождения членов АИО в советы, определяющие ход работ по информатизации. Важно признание за членами АИО ключевой роли в этих вопросах.
  7. Важной задачей АИО является установление плодотворных отношений с фирмами индустрии информатики в России, деловые интересы которых связаны с потребностями системы образования. Публичные мероприятия, издания АИО на взаимовыгодных условиях будут использоваться для рекламы и оценки предложений фирм. Участие членов АИО в экспертизе таких предложений будет обеспечивать программно-техническим средствам высокие качества для использования в системе образования и гарантировать недопущение решений, неприемлемых для системы образования.
  8. Опыт и знания специалистов АИО - самое главное ее достояние. Распространение этого опыта и повышение профессиональных качеств работников образования в области информатизации - важная образовательная услуга, оказываемая АИО. Мероприятия этого направления являются одним из основных источников поступления средств для поддержания деятельности АИО.
  9. АИО последовательно осуществляет протекционистский подход в отношении творческих начинаний, внедрения результатов работы, обеспечения деловых интересов и благополучия членов Академии. Президиум и Советы отделений АИО с этой целью создают необходимые условия для эффективного включения членов АИО в работу по новым проектам, способствуют участию членов АИО в научно-общественных мероприятиях, образуют необходимые фонды.
  10. Исходя из провозглашенных в межгосударственных соглашениях принципов сотрудничества, АИО проводит линию на интеграцию усилий ученых и специалистов стран СНГ в области информатизации образования, возобновляя на новой основе ранее существовавшие связи. Подобный подход АИО осуществляет в сотрудничестве и с другими зарубежными партнерами. Для этого используются такие пути, как иностранное членство в АИО, организация научных мероприятий международного характера, подготовка совместных публикаций и информационных программ.
  11. Сообразно осуществляемым на практике процессам информатизации образования, деятельность АИО развивается по четырем основным научным направлениям: информатизация обучения, информационное обслуживание образования, разработка и сертификация средств информатики для образования, подготовка кадров. Соответственно этому распределяются функции членов Президиума АИО и Советов региональных отделений.
         Итоговые показатели работы за десятилетие
         Указанные выше принципы деятельности АИО с большим или меньшим успехом претворялись в жизнь в 1996-2006 гг. Мы действительно смогли в рамках Академии мобилизовать творческий потенциал деятелей данного направления в масштабах России. Там, где созрели необходимые условия и сложился достаточно квалифицированный кадровый ресурс, были созданы отделения Академии, возглавляемые Научными Советами отделений. Таких отделений у нас сегодня 15: Подмосковное (г. Серпухов), Санкт-Петербургское, Тульское, Средне-Русское (г. Орел), Курское, Липецкое (г. Елец), Пензенское, Пермское, Южное (г. Ростов-на-Дону), Чувашское (г. Чебоксары), Волгоградское, Пермское, Уральское (г.Екатеринбург), Хабаровское, Красноярское. Московские члены АИО группируются вокруг Президиума АИО, образуя тем самым как бы еще одно отделение АИО. Попытка оформить отделение во Владивостоке, не привела еще к желаемому результату, хотя там мы имеем достаточное количество членов АИО. В свое время состоялось также решение о создании отделения в Рязани, но необходимо признать, что Рязанское отделение организационно не оформилось. Там за последние годы утеряна былая инициатива, которая так хорошо проявилась в начале формирования АИО. Достаточно много членов АИО в других городах – в Воронеже, Ставрополе, Самаре, Вологде, Новосибирске, Омске, Кемерово, Иркутске, Ижевске, Нижнем Новгороде, Арзамасе. Эти члены АИО обычно имеют контакты с близлежащими отделениями АИО и периодически выходят со своими вопросами на Президиум АИО в Москве. Отделения АИО в своей работе реализуют двоякую роль:
         1) действительные члены и члены-корреспонденты вырабатывают и продвигают в жизнь научно-методическую идеологию информатизации образования, участвуя в региональных советах, комиссиях, программах, осуществляя экспертизу результатов разработок в данной области;
         2) специалисты, интегрированные в АИО, сами непосредственно участвуют в создании средств и методов информатизации образования в рамках отраслевых проектов, договоров с учреждениями образования и другими заказчиками, международных проектов, осуществляемых в интересах образования.
         В нашем сообществе мы пришли к единому мнению, что и первая, и вторая сторона деятельности АИО одинаково важны для эффективного выполнения уставных целей АИО. Вместе с тем мы смогли убедиться, что важнейшим результатом объединения интересов членов АИО является открывшаяся возможность в рамках АИО широкого обмена опытом работы, изучения процессов информатизации образования в регионах России, творческого общения в период проведения общероссийских и региональных конференций, симпозиумов, выставок. Это является причиной возрастающего интереса к деятельности Академии со стороны университетов, органов управления образованием, Министерства образования и науки РФ; из-за этого происходит и существенное расширение численности АИО в последние годы. Сегодня в составе АИО 403 действительных члена, 325 членов-корреспондентов АИО. Особо отметим, что среди них – иностранные члены из Украины, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Приднестровской Молдавской Республики, США, Индии, Китая, Израиля. В порядке самокритике сразу же отметим, что связь с иностранными членами у нас слабая, Президиуму АИО здесь нечем похвалиться.
         Отделения АИО у нас выступают и как юридические лица, и как объединения при университетах – базовых учреждениях. Практика работы показывает, что можно использовать эффективно и ту, и другую форму. Конечно, при большом объеме заказов и наличии достаточной материальной базы, отделения как самостоятельно хозяйствующие субъекты имеют большие возможности. Показательный пример здесь подает Тульское отделение, в котором организованы рабочие места для 400 с лишним сотрудников, разработчиков информационных систем.
         За истекшее 10-летие достижения членов АИО были высоко отмечены. Правительственные премии присуждены нашим коллегам из Пермского отделения, Санкт-Петербургского отделения, Московского отделения: лауреатами премии стали М.Б. Игнатьев, Е.К. Хеннер, А.Д. Иванников, Кубышкин А.В., Тихонов А.Н. Действительный член Академии Сарьян В.К. был трижды отмечен за этот период Государственной премией за работы по созданию новейших средств информатизации России. Отмеченный премией комплекс работ по региональной программе информатизации образования – значительный результат членов Пермского отделения АИО. Наши коллеги в Санкт-Петербурге отмечены за крупные результаты по проблеме информатизации образования, как фактора устойчивого развития общества.

         Ретроспектива

         1997 г.
         В г. Рязани 21-22 апреля состоялась конференция АИО на базе Рязанского института экономики и права при содействии Рязанской радиотехнической академии. В конференции участвовал представитель Министерства общего и профессионального образования, начальник управления профессор Зуев В.Н. Работа конференции освещалась в местной печати и телевидении. Делегаты конференции познакомились с историческими и культурными достопримечательностями г. Рязани, побывали в Доме-музее Сергея Есенина. Научная программа конференции содержала преимущественно вопросы взаимодействия АИО с Научным экспертным советом информатизации сферы образования при министерстве, информатизации образования в вузах, взаимодействия между вузами различного профиля. В решении конференции, в частности, была поставлена задача расширения состава региональных отделений АИО.
         1998 г.
         1-4 июля состоялась конференция АИО в г. Орле на базе Военного института правительственной связи, при содействии Орловского государственного университета и Управления народного образования Орловской области. С приветствием к конференции обратился Министр общего и профессионального образования А.М. Тихонов. Рассмотрены результаты региональных научных конференций, прошедших в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Кисловодске, Нижневартовске. Было уделено особое внимание организации печатных изданий работ членов АИО. В этом году АИО уже имела в своем составе более 135 докторов наук, более 30 ректоров вузов и директоров НИИ, в состав АИО входили члены РАН, РАО, МАНВШ и других научных структур. В решении конференции был сделан акцент на задачи исследований в области фундаментальной информатики, развития теории и методологии информатизации образования.
         В этом же году 6-8 октября АИО выступила одним из организаторов Всероссийской конференции «Информатизация образования – 98» в г.Курске на базе Курского университета. Секции конференции были организованы по направлениям: программно-методическое обеспечение учебного процесса, телекоммуникации в образовании, НИТ в организации учебного процесса. Участники конференции посетили кабинеты информатики и кабинет компьютерной графика КГПУ, школу-лицей №21 г.Курска. В школе-гимназии №44 г. Курска был проведен круглый стол по обсуждению проблем информатизации общеобразовательных школ и организовано посещение уроков информатики, иностранного языка, математики, кабинетов информатики.
         1999 г.
         Ежегодная конференция АИО состоялась 26-28 мая в г. Туле на базе Тульского артиллерийского инженерного института. С обращением и оценкой работы Академии к делегатам и участникам конференции обратился Председатель Комитета по науке и образованию Государственной Думы Российской Федерации И.И. Мельников. Научная тематика конференции была ориентирована на работу региональных отделений, в частности, анализировался опыт информатизации образования по результатам академических мероприятий, проведенных за этот год в Москве, Новосибирске, Курске, Перми, Шадринске. В решении конференции было акцентировано внимание на задачи разработки средств и методов дистанционного образования, участие членов АИО в обсуждении проекта Национальной доктрины развития системы образования России. Была выражена озабоченность положением предмета «информатика» в типовом учебном плане общеобразовательной школы, заявлена недопустимость перевода этого предмета в разряд необязательного для российских школ. Дано поручение Президиуму АИО оказать содействие инициаторам из Липецкой и Пензенской областей в организации там отделений Академии.
         Заметным событием стало проведение 2-3 ноября 1999 г. научной конференции АИО «Информатизация образования на рубеже веков» в г.Пензе на базе Пензенского государственного университета. От имени Правительства Пензенской области перед участниками конференции выступил Председатель Правительства В.В. Тарасов. С большим интересом были заслушаны доклады ректора Пензенского государственного университета В.В. Волчихина и ректора Пензенского технологического института, члена АИО В.Б. Моисеева, после чего участники конференции ознакомились с интересным опытом информатизации образования в этих продвинутых вузах.
         2000 г.
         17-18 мая представители Президиума АИО работали на Всероссийской научно-практическая конференции «Информатизация образования – 2000» в г. Хабаровске. Это была хотя и во многом региональная конференция, однако выход на всероссийскую аудиторию был обеспечен путем организации телеконференции – телемоста Хабаровск-Москва. Более того, мероприятие имело международный характер, так как телемост был организован также между конференцией в г. Хабаровске и конференцией в университете г. Штутгарт (Германия). Эти факты свидетельствуют об уровне работы в области информатизации, свойственном техническому университету в г. Хабаровске и педагогическому педвузу – именно с этих базовых площадок участники конференции выступали в таком качестве. Здесь следует отметить очень инициативное участие ведущих деятелей Хабаровского отделения АИО – ректора университета М.И. Костенко, Председателя Научного Совета отделения, и действительного члена АИО, зам.министра образования Хабаровского края А.М. Короля. Конечно, определяющая роль в таком мероприятии и в целом в реализации программы информатизация образования принадлежит действительному члену АИО Министру образования края Л.Ф. Обуховой.
         Необходимо здесь вспомнить и факт участия членов АИО в проведении ежегодной межотраслевой конференции АИО 14 июня в г. Серпухове, в Подмосковном отделении АИО (Председатель Научного Совета отделения Ю.А. Романенко).
         1-3 ноября состоялась конференция АИО «Информатизация образования на региональном уровне» в г. Перми на базе Пермского регионального института педагогических информационных технологий. Большой разговор шел о создании единого информационного образовательного пространства. При этом внимательно обсуждался опыт, накопленный в Пермской области. Подробные материалы о содержании этой конференции опубликованы в журнале «Педагогическая информатика» №4-2000.
         2001 г.
         Отчетно-выборная конференция состоялась 19 июня в г. Москве. Конференция одобрила деятельность Президиума АИО в период 1996-2001 г. Обращено внимание на необходимость дальнейшего совершенствования информационной работы в Академии. Был избран новый состав Президиума и переизбран президент АИО. На 2001 г. в Академии было 235 действительных членов и 145 членов-корреспондентов. Конференция определила актуальные на ближайшее 5-летие задачи: формирование фондов компьютерных учебных программ, создание банков знаний с теледоступом, создание программных средств дистанционного обучения, формирование информационной образовательной среды путем сопряжения региональных и федеральных структур образовательных телекоммуникаций, исследование влияния информационных технологий на формирование личности учащихся, исследование информатики как системообразующей науки. Эти задачи и решались в период 2001-2006 г., и сегодня мы можем оценивать результаты работы членов Академии по этим направлениям.
         2002 г.
         Очередная конференция АИО проходила 16 мая в г. Нижневартовске. Выбор места конференции опять же был продиктован необходимостью приближения работы АИО к региональным условиям. Участники конференции изучили опыт информатизации образования Западной Сибири, оценили хороший уровень этой работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, который благодаря вниманию ректора, действительного члена АИО А.К. Карпова и энтузиаста информатизации, действительного члена АИО, зав.кафедрой Т.Б. Казиахметова стал по существу центром продвижения информационных технологий в образовании этого края. Конференция обозначила актуальную задачу – формирование информационного ресурса, в котором особенно нуждаются учебные заведения отдаленных территорий страны. Участники конференцийи побывали в национальных школах Ханты-Мансийского округа, и с этой поры среди учительства там наблюдается повышенный интерес к мероприятиям Академии. Забегая вперед, скажем, что на ежегодный Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация образования сельской школы», проводимый Академией в г. Анапе, работники образования из Ханты-Мансийского округа приезжают целыми делегациями.
         Всероссийская научно-методическая конференция АИО “Информатизация образования - 2002”, на которой заслушивался отчет Президиума АИО и выбирались новые члены, проходила 7-10 октября в г.Нижнем Тагиле на базе Нижнетагильского государственного педагогического института. Ректорат и лично ректор, действительный член АИО, профессор В.И.Смирнов сделали все возможное для того, чтобы обеспечить высокий организационный уровень этого мероприятия. В программе конференции удалось хорошо совместить научную часть с поучительным посещением достопримечательных мест Урала, в частности, Невьянской башни, внутри которой сумели пробраться наверх, к сожалению, не все академики в виду несоответствия их комплекции узким проходам к башне. Это касается и президента АИО. В конференции участвовало 98 делегатов из различных регионов России. Было уделено внимание вопросам компьютерной графики, применению информационных технологий в гуманитарных предметах. С некоторой неожиданностью мы обнаружили весьма высокий уровень работы в области применения компьютеров на художественно-графическом факультете, который свои работы в области компьютерного дизайна и компьютерной графики ежегодно представляет на выставках в Москве и Париже. Вот какой может быть информатизация в регионах!
         2003 г.
         Совместно с Департаментом образования г. Москвы в рамках Международной программы образования в области точных наук (ISEEP) 10-11 декабря проведен научно-методический симпозиум «Информационные технологии и методология обучения точным наукам». В его работе приняли участие более 50 ученых и специалистов из 12 городов РФ, в том числе от РАО, МГУ, МФТИ, МГОПУ, МГПУ и др. ведущих университетов страны. Значение этого симпозиума в том, что он подчеркнул необходимость восстановления приоритета информатизации обучения точным наукам в школах, вузах, учреждениях дополнительного образования, учитывая фундаментальную роль этих наук в мировом научно-техническом прогрессе и внедрении инноваций в экономику и социальную сферу. Принципиально важным признано создание прежде всего информационного ресурса, хотя развитие компьютерной базы не должно приостанавливаться.
         Отчетно-выборная конференция 12-15 мая проводилась на базе Волгоградского государственного педагогического университета. Было поучительно знакомство с постановкой работы в этом университете, в котором существует достаточно развитые средства и структура информатизации, в том числе институт такого профиля. Прицельно обсуждалась роль Академии информатизации образования в реализации государственных программ информатизации, так что и доклад президента был обозначен темой «Общественная инициатива в решении задач информатизации образования». Как это бывает всегда, конференция послужила дальнейшему единению участников – делегатов от отделений на почве общих профессиональных интересов и в духе товарищества. Этому способствовала и прекрасная атмосфера дружелюбия, создать которую смог Председатель Волгоградского отделения АИО, ректор, профессор В.И. Данильчук. Его предложение провести несколько часов свободного времени на берегу Ахтубы, в историческом месте расположения ставки хана Золотой Орды, было охотно воспринято и реализовано.
         Вообще в 2003 г. наши академики продуктивно поработали в Поволжье. Запомнилась очень интересная Всероссийская научно-практическая конференция «Региональные проблемы информатизации образования: опыт, тенденции, перспективы» 17-20 апреля в г. Чебоксарах (Председатель отделения АИО, профессор Н.В.Софронова), на которой был хорошо представлен опыт развития творческой инициативы школьных учителей, разрабатывающих проекты информатизации учебного процесса.
         22-26 сентября АИО провела Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы» в г. Анапе. Это было представительное собрание активно действующих информатиков из различных регионов России, работающих на благо школ «глубинки». По-видимому, других подобных мероприятий, охватывающих так широко региональные системы образования, в эти годы и не было. На симпозиуме были представлены все существующие к тому времени средства информатики для общеобразовательной школы. Подробно освещался региональный опыт информатизации школы. Впервые так публично оценивались результаты начатой работы по формированию образовательной информационной среды для сельской школы. Было высказано много и нареканий, и конструктивных предложений.
         3-4 декабря в Москве АИО организовала научно-методический симпозиум «Компьютерное моделирование в обучении точным наукам». Это было второе мероприятие в рамках сотрудничества ISSEP и Комитета образования Правительства г. Москвы. Как и первый симпозиум, этот завершился выпуском фолианта трудов симпозиума, в котором обстоятельно освещен опыт работы по проблеме и высказано ряд новых идей. Такое мероприятие оказалось возможным благодаря привлечению определенных финансовых средств, что потребовало и аккуратной отчетности. В таких делах мы, кажется, уже приобрели некоторый опыт.
         2004 г.
         15-17 апреля состоялась Вторая научно-практическая конференция в г.Нижневартовске «Информационные технологии в высшей и средней школе». В ее работе участвовали представители учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Томска, Кургана, Тюмени, Челябинска, Ханты-Мансийска, а также из 10 городов и поселка Ханты-Мансийского автономного округа. Участвовал иностранный член АИО из Украины, профессор Чернышенко С.В.. Содержание докладов касалось использования геоинформационных технологий, национального компонента информатизации образования, адаптации российской системы образования к требованиям Болонского процесса, профильного обучения в средней школе. Мы еще раз убедились, что в регионах информатизация образования – предмет столь же серьезных забот, как и в центре, а результаты этой работы нередко превосходят то, что мы обнаруживаем в некоторых европейских областях России.
         В начале мая состоялось важное событие – Международная научная конференция «Современные проблемы преподавания математики и информатики», организатором которой была АИО вместе с МГУ им. М.В.Ломоносова, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, МГОПУ им. М.А. Шолохова. Большое значение этой конференции в том, что проблемы информатики и фундаментального образования в вузах и школах рассматривались комплексно, были выявлены современные тенденции обучения, в том числе – и неблагоприятные. Участники конференции высказали серьезную озабоченность недалекоглядным отношением «активистов» модернизации образования к этим основополагающим предметам, которым место в учебных планах выделяется все более скромное. Труды конференции составили 3 тома, которые мгновенно разошлись по стране.
         В июне 2004 г. состоялась очередная отчетно-выборная конференция в Екатеринбурге на базе Уральского педагогического университета. Одобряя деятельность Президиума АИО, делегаты и покритиковали его за все еще неотлаженную систему информационного обмена между Президиумом и отделениями. Было признано необходимым улучшить планирование работы отделений и их отчетность перед Президиумом. Также делегаты согласились с тем, что финансовое обеспечение деятельности Академии требует усилий не только со стороны Президиума, но и со стороны отделений Академий.
         Был успешно повторен опыт проведения Всероссийского симпозиума «Информатизация образования сельской школы». 13 сентября в Анапу съехались представители образования из 36 субъектов РФ. Всего присутствовало 102 работника сферы образования не только из европейских территорий, но и из Сибири, Хакассии, Якутии, Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, Хабаровского края, и даже – с Чукотки. В качетсве спонсоров симпозиума выступили «Физикон», «CASSIO», «Кирилл и Мефодий». Но основную тяжесть на себя взял в обеспечении симпозиума МГОПУ им.М.А. Шолохова, именно этот университет – опорный участник и учредитель таких симпозиумов совместно с Академией информатизацией образования. Филиал МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Анапе теперь знает вся Россия. На симпозиуме было отмечено, что процесс реструктуризации и профилизации сельских школ, намеченный на ближайшие годы, должен сопровождаться еще более интенсивным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Было заострено внимание на полноту и качество информационного ресурса, необходимого для этих целей.
         Завершающим событием 2004 г. был симпозиум «Информатизация образования. Региональный аспект», состоявшийся в Пензенском отделении АИО на базе ПГУ. Отличительной чертой симпозиума было активное участие представителей университетов и систем образования из поволжских городов, хотя были неплохо представлены Москва, Санкт-Петербург. Пример Пензенского отделения АИО в вопросах региональной информатизации интересен тем, что разрабатывается как наукоемкая тематика (системы искусственного интеллекта на основе нейросетей, геоинформационные технологии), так и технологии обеспечения информационной среды в регионе, в том числе для дистанционного обучения.
         2005 г.
         В этом году Президиум АИО уделил особое внимание организации двух федеральных мероприятий: годового собрания Академии и Международной научной конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики», приуроченной к 100-летию здравствующего академика С.М. Никольского.
         Научная общественность широко отмечала в конце апреля – начале мая 100-летие выдающегося математика, академика РАН С.М. Никольского, труды которого во многом легли в фундамент здания информатики. АИО стала соучредителем и организатором Международной научной конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики», наряду с РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова. В пленарных и секционных заседаниях конференции, проходивших в главном здании МГУ 4-7 мая, приняли участие многие деятели информатизации образования. По результатам работы секции «Проблемы преподавания информатики в высшей и средней школе» была издана одна из книг трудов конференции, а концептуальные доклады вошли в фундаментальную книгу трудов конференции, выпущенную чуть позже, в редакционный совет ее вошли чл-корр. РАН Л.Д. Кудрявцев (председатель), проф. Я.А. Ваграменко, проф. А.В. Михалев, чл-корр. РАО В.М. Монахов, акад. РАН С.М. Никольский, проф. М.К. Потапов, доц. А.А. Русаков, акад. РАН В.А. Садовничий, проф. В.Н. Чубариков. Заметим, что в этом составе – 5 действительных членов Академии информатизации образования. Решение научной конференции наиболее выпукло выражено именно в этой книге, оно касается не только математики и информатики, но и в целом судьбы российского образования.
         Памятным будет выступление патриарха науки Сергея Михайловича Никольского, подающего всем нам пример продуктивной работы в науке и принципиальности в том, что касается оценки новаций в современной средней и высшей школе.
         Очередная отчетно-выборная конференция АИО на этот раз состоялась в древнем русском городе Ельце, где успешно работает в области информатизации образования Елецкий классический университет им.И.А.Бунина. При этом университете создано отделение АИО, возглавляемое ректором, профессором В.П. Кузовлевым, заботы которого направлены на всестороннее использование информационных технологий в университетском образовании. Программа конференции охватила весь круг вопросов информатизации образования, особенно – тех, которые относятся к применению информационных технологий в гуманитарном образовании. Книга трудов конференции содержит свыше 500 страниц. Особо хочется отметить заботу ректората ЕГУ об организационной стороне конференции и ее культурной программы. Участникам надолго запомниться как прекрасный выезд на живописный берег Дона, так и посещение древних монастырей – свидетелей больших событий в истории России.
         Снова в сентябре состоялся Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация образования сельской школы», сопредседателями которого были академик РАО, ректор МГОПУ им. М.А. Шолохова Ю.Г. Круглов и президент АИО, академик Российской академии космонавтики Я.А. Ваграменко. Филиал МГОПУ им. М.А. Шолохова вновь принял 125 участников из различных регионов России, которые в этот раз жили в гостиницах с бассейном, работали с утра до вечера в хорошо оснащенном информационными средствами зале, а под вечер купались в море. Это уже становится традицией – собираться в благодатную пору в Анапе с новыми результатами годовой работы по информатизации школы. Министерство образования и науки Российской Федерации приняло значительное участие в этом мероприятии и выступило с инициативой организовать два круглых стола. Представитель министерства О.В. Чиханова их и возглавила. Основными вопросами программы симпозиума были профильное обучение, создание информационного ресурса для сельской школы, организация работы по программам информатизации образования и с общественными фондами. Нужно отметить активное участие в этом симпозиуме спонсоров – разработчиков информационных программ: Национального фонда подготовки кадров (НФПК), компаний «CASSIO», «Физикон», «1С». Труды симпозиума составили 600 страниц. Эта книга и две предыдущих (за 2003-2004 г.) широко распространены средствами электронной доставки информации по всем учреждениям образования страны, а также разосланы из АИО всем территориальным органам управления образованием в 89 субъекты РФ. Мы считаем необходимым и далее развивать это направление работы в АИО, так как посредством таких симпозиумов наша Академия реализует прямые контакты с Министерством образования и науки РФ и территориальными системами образования.

         Заключение
        
         В истекшем 10-летие Академии информатизации образования проявила себя как непременная составляющая часть отечественной структуры образования, в котором происходят большие перемены. Мы, можно полагать, смогли выполнить роль объединителя и инициатора сотрудничества специалистов России в области информатизации образования и заинтересовали своей работой даже коллег из зарубежья. Журнал «Педагогическая информатика», издаваемый с участием АИО распространяется не только в России, но теперь – и в странах СНГ. Структуру Академии можно считать сегодня полностью сформированной, отделения Академии проявляют себя конкретной работой. Можно было бы составить список значительных работ, достижений в каждом из отделений. Определенное представление об этом дают материалы отделения, публикуемые здесь, в трудах нашей конференции.
         Развитие деятельности АИО в ближайшие годы определяется новым этапом информатизации образования в стране, когда вместе с техническим переоснащением средствами информатики мы будем усиленно разрабатывать проблемы методологии внедрения информационных технологий в образовании и создавать то, что называется контентом. Мы должны попытаться сформировать в АИО некоторые направления научно-методической работы, которые можно назвать научными школами. Для этого имеются сегодня предпосылки в различных отделениях АИО. Наша Академия уже созрела для более уверенных шагов в области международного сотрудничества. От отдельных примеров реализации международных проектов целесообразно перейти теперь к перспективным долговременным планам сотрудничества с зарубежными общественными организациями, образовательными учреждениями, известными учеными. Для повышения уровня организационных мероприятий нам необходимо развивать внутриакадемическую информационную среду. Сегодня Академия имеет свой сайт (www.acadio.ru), информационное наполнение которого является делом всех отделений.